Форум » Фантастика и фентези » Фантастика и фентези: определение понятий » Ответить

Фантастика и фентези: определение понятий

Мэгги: В чём различие. Существует мнение, что фантастика отличается от фентези тем, что в фантастике должен главенствовать материализм, а в фентези - всё-таки идеализм. Если рассматривать в сравнении произведения писателей, пишущих фантастику и писателей, пишущих фентези, можно сказать, что это различие действительно имеет место. Так Дж. Толкин, создавая свой мир, создал одновременно его идеалистическую подоплёку: некий высший мир, в который рано или поздно попадают из этого, материального мира. Так Фродо уходит с эльфами за горизонт мира, символически олицетворяя этим переход из телесного материального существования - в мир духовный, нематериальный. Но ведь и фантастика часто касается темы некоего "иного мира". Но в фантастике подобная подоплёка - не первостепенна, она лишь дополняет если нужно повествование, влияя на мировоззрение персонажей. Так можно ли разделить фантастику и фентези по признаку "материализм - идеализм"? И какие ещё критерии отличают эти жанры? Из определений: Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. ФАНТАСТИКА (греч. phantastike - искусство воображать) – произведение, основанное на фантазии и художественном вымысле. Часто, описывающее прогнозированное будущее, других миры. (из словарей Интернета). Мне почему-то кажется, что данные определения дают недостаточно развёрнутую картину, поэтому я и предлагаю поразмышлять на данную тему. Лис Сентябрьский Из админских разборок на Полигоне-1,5 (возник спор с участником о том, к какому жанру относится Звёздные Войны): Цитировать [quote]ФЭНТЕЗИ разновидность фантастики, конструирующая фантастическое допущение на основе свободного, не ограниченного требованиями науки вымысла, главным образом, за счет мистики, магии и волшебства… [/quote] Источник http://www.fant-lib.ru/ Цитировать [quote]ФАНТАСТИКА НАУЧНАЯ. Научную фантастику можно определить следующим образом — разновидность фантастической литературы, проникнутая материалистическим взглядом на реальность и основанная на представлении о том, что наука (современная или будущая) способна разрешить все тайны нашей Вселенной. [/quote] Источник http://www.fant-lib.ru/ Цитировать [quote]СКАЗКА — один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному. Так Э.В.Померанцева подразделяет их на сказки 1) о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические и 4) бытовые, в то время как В.Я.Пропп делит сказки на 1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки. [/quote] Источник http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/SKAZKA.html Как видите по определениям словаря, ЗВ больше всего подходят под определение именно научной фантастики, т.к. все явления там объясняются с материалистической точки зрения. Фэнтези - это мистика, сказка - фольклор.

Ответов - 3

Ортанс: Опять определения... Говорят, Рождер Желязня, находя новое определение НФ или фэнтези, сразу садился за письменный стол и создавал произведения, которые под оные определения не подпадали. ну, Мастером он был, что вы хотите, и шутником. Он знал, как приколоться над критиками :) Мэгги пишет: в фентези - всё-таки идеализм. Ну что вы. Некоторым авторам фэнтези магию просчитывают остепененные физики.

Мэгги: Ортанс пишет: Некоторым авторам фэнтези магию просчитывают остепененные физики Законы физики не подразумевают отсутствие Творца, как в этом мире, так и в выдуманных А вот в фантастике часто всё строится на голом материализме. Не всегда, конечно. Но в общем-то никакое определение не идеально, равно как не идеально ничего, что создаётся человеком.

McNamara: Ортанс пишет: Говорят, Рождер Желязня, находя новое определение НФ или фэнтези, сразу садился за письменный стол и создавал произведения, которые под оные определения не подпадали Если бы он чуть-чуть умерял своё желание придумать что-то непременно новое и без рамок - было бы лучше. Чем более поздние произведения у Желязны - тем они менее интересны. Когда наворотов много - это не есть хорошо))) Ортанс пишет: Он знал, как приколоться над критиками А это - цель??? Я по своей наивности полагал, что автор пишет, потому что у него есть что сказать, а не потому, что хочет над кем-то приколоться. Это как-то... мелковато на мой взгляд, ради прикола писать. Ну, о физиках уже сказали. Так что умолчу. Согласен с предыдущим оратором)))




полная версия страницы